Шинная энциклопедия
Вся подробная информация о моделях автошин, производителях, спецификациях.
Автошины | Словарь шинных терминов | Производители шин | Шинная энциклопедия

North American A-5 Vigilante -


Шины



North American A-5 Vigilante


North American A-5 Vigilante A-5A Назначение: палубный бомбардировщик  Первый полёт: 31 августа 1958 года  Принят на вооружение: 1961 год  Производитель: North American Aviation  Всего построено: 158  Характеристики Экипаж: 2 чел Макс. скорость на высоте: 2123 км/ч Дальность полёта: 2075 км Практический потолок: 15 880 м Скороподъёмность: 2440 м/мин Размеры Длина: 23,32 м Высота: 5,9 м Размах крыла: 16,15 м Площадь крыла: 70 м² Масса Пустой: 14 800 кг Снаряжённый: 21 580 кг Макс. взлётная: 28 580 кг Силовая установка Двигатели: Дженерал Электрик J79-GE-8  Вооружение Подвесные вооружения 1 ядерная бомба, 2 обычные авиабомбы 

Норт Америкэн A-5 «Виджилент» (более правильно «Виджилэ́нти»; англ. North American A-5 Vigilante) — единственный в истории авиации сверхзвуковой палубный бомбардировщик, состоявший на вооружении ВМС США в 1960—1970-х годах. Первоначально предназначавшийся для доставки ядерного оружия, наибольшее применение получил в разведывательной модификации RA-5C. Считается, что внешний облик «Виджилент» повлиял на конструкцию ряда выдающихся советских и американских самолётов (МиГ-25 и F-15).

История

В ноябре 1953 года фирма Норт Америкэн по собственной инициативе начала разработку ударного самолёта, который должен был прийти на смену дозвуковому палубному бомбардировщику A-3 «Скайуорриор». Новая машина поначалу носила обозначение NAGPAW (North American General Purpose Attack Weapon), а на фирме обозначалась NAA-233. В 1955 году ВМС США одобрили проект, а в августе 1956 года заключили контракт на постройку двух опытных образцов. Выкатка прототипа YA3J-1 состоялась 16 мая 1958 года, свой первый полёт он совершил 31 августа того же года (пилот — Дик Вензель).

«Виджилент» (в переводе vigilante — «участник самосуда», «член комитета бдительности») был большим, тяжёлым и очень высокотехнологичным для своего времени двухместным двухдвигательным самолётом палубного базирования. Его отличительными чертами были ковшеобразные регулируемые (впервые в американской авиации) воздухозаборники, внутренний бомбоотсек между двигателями, крыло без элеронов (вместо них использовались интерцепторы и дифференциально отклоняемый стабилизатор), цельноповоротное вертикальное оперение. A-5 также был оснащён одной из первых электродистанционных систем управления, когда-либо установленных на самолётах.

Второй опытный «Виджилент» разбился в июне 1959 года. Несмотря на это, испытания шли успешно. В 1960 году впервые поднялся в воздух первый серийный самолёт, в июле начались испытания на авианосце. В качестве рекламы перед американским Конгрессом (от которого зависело финансирование производства) 13 декабря 1960 года коммэндер Лерой Хит и лейтенант Ларри Монро установили на «Виджилент» мировой рекорд высоты полёта, поднявшись на 91 450 футов (27 874 м) с грузом 1000 кг.

Неизвестно, было ли заметное внешнее сходство «Виджилент» и МиГ-25 случайностью или же следствием технических заимствований; нет никаких свидетельств, которые бы позволили сделать однозначный вывод. Проектирование самолёта Е-155 (прототип МиГ-25) началось в марте 1961 года, незадолго до поступления A-5 на вооружение, поэтому заимствование некоторых конструктивных решений теоретически могло иметь место. Интересно, что поначалу инженеры Норт Америкэн планировали применить на «Виджилент» двухкилевую схему хвостового оперения (которая позднее была использована на МиГ-25), однако по настоянию ВМС выбрали однокилевую.

Эксплуатация Посадка RA-5C на палубу авианосца «Саратога», 1969 год

Изначально «Виджилэнти» носил обозначение A3J. В результате стандартизации обозначений вооружения в 1962 году он получил новое обозначение A-5.

Первые самолёты поступили на вооружение 3-й тяжёлой штурмовой эскадрильи ВМС США (VAH-3) в июне 1961 года. Эксплуатация быстро выявила сильные и слабые стороны новой машины. «Виджилент» имел большую трудоёмкость обслуживания, а его оборудование не отличалось надёжностью; например, бортовой компьютер VERDAN во время испытаний имел среднее время наработки на отказ всего 15 минут (впрочем, в дальнейшем оно было доведено до 240 часов). Посадка A-5 на авианосец была довольно трудным делом из-за большой массы машины и высокой посадочной скорости. Среди пилотов ходили преувеличенные слухи о сложности пилотирования «Виджилент». В остальном самолёт имел прекрасные лётные характеристики и неожиданно хорошую манёвренность для своих размеров и массы. Известен случай, когда A-5 зашёл в хвост истребителю F-8 «Крусейдер» и долгое время преследовал его, причём пилоту «Крусейдера» не удалось избавиться от своего «противника». Участвовавший в этом «бою» пилот A-5 позднее признался, что такой успех возможен только на высоте более 6000 м и когда самолёт легко снаряжён.

Когда «Виджилент» начал поступать на вооружение, его единственной задачей была доставка ядерного боеприпаса на большое расстояние. Однако как раз в это время началось развёртывание атомных подводных лодок с баллистическими ракетами «Поларис», и необходимость в палубных носителях ядерного оружия исчезла, а при нанесения ударов обычными свободнопадающими бомбами бомбардировщик A-6 «Интрудер» был предпочтительнее «Виджилент» с точки зрения соотношения стоимости и эффективности. Военно-морские силы США обнаружили, что получили весьма дорогостоящий самолёт (каждая машина стоила около 10 млн долларов в ценах 1960-х годов), применения которому не было. В результате уже в 1963 году производство бомбардировщика было прекращено. В этих условиях командование ВМС приняло решение превратить A-5 в дальний разведчик. Разведывательный вариант RA-5C поставлялся в строевые части с июля 1963 года и был принят на вооружение 10 тяжёлых ударно-разведывательных эскадрилий, входивших в состав 1-го ударно-разведывательного крыла:

(в скобках указано время эксплуатации «Виджилэнти». Все эскадрильи были расформированы)

  • VAH-1/RVAH-1 «Smokin' Tigers» (1963—1979)
  • VAH-3/RVAH-3 «Sea Dragons» (1961—1979)
  • RVAH-5 «Savage Sons» (1964—1977)
  • RVAH-6 «Fleurs» (1965—1978)
  • VAH-7/RVAH-7 «Peacemakers of the Fleet» (1961—1979)
  • RVAH-9 «Hoot Owls» (1964—1977)
  • RVAH-11 «Checkertails» (1966—1975)
  • RVAH-12 «Speartips» (1965—1979)
  • RVAH-13 «Bats» (1964—1976)
  • RVAH-14 «Eagle Eyes» (1968—1974)
Шины - North American A-5 Vigilante

Во время Вьетнамской войны ВМС заказали дополнительную партию «Виджилент», производившуюся в 1968—1970 годах. Начиная с 1974 года ударно-разведывательные эскадрильи расформировывались. 21 сентября 1979 года состоялся последний запуск RA-5C с авианосца, а 20 ноября того же года последний самолёт этого типа был выведен из состава ВМС США. Срок службы «Виджилент» оказался короче, чем у «Уорриора», которой он должен был заменить, но несмотря на это, A-5 занял своё место в истории американской палубной авиации.

Боевое применение

«Виджилэнти» применялись с начала до конца «американского» периода Вьетнамской войны. В Юго-Восточную Азию отправляли только разведывательные RA-5C; за время войны на театре военных действий побывали восемь из десяти разведывательных эскадрилий «Виджилент», участвовавшие в 32 боевых походах авианосцев. RA-5C были «глазами» флота и применялись в основном в Северном Вьетнаме. Они использовались для фотографирования цели как до, так и после нанесения удара. Во втором случае задача была гораздо более опасной, поскольку северовьетнамская система ПВО уже находилась в повышенной боевой готовности. Уязвимость «Виджилент» несколько снижалась благодаря тому, что в районе цели они всегда набирали сверхзвуковую скорость.

Всего в Юго-Восточной Азии было потеряно 23 «Виджилент» (18 по боевым причинам и 5 по небоевым), что считается достаточно высокими потерями. Примечательно, что в северовьетнамских источниках «Виджилент» обычно упоминался под своим старым обозначением — A3J.

Варианты Проекции A-5A

Всего было построено 156 «Виджилент», включая прототипы.

  • YA3J-1 — прототип. Построено 2 машины.
  • A-5A (A3J-1) — первый серийный вариант. Построено 57 машин.
  • A-5B (A3J-2) — увеличен запас топлива, добавлены два подкрыльевых пилона, другие модификации. Совершил первый полёт 29 апреля 1962 года, построено 6 машин.
  • RA-5C (A3J-3P) — самолёт-разведчик. Внешне отличался увеличенным гаргротом. Совершил первый полёт 30 июня 1962 года, построена 91 машина, ещё 43 переоборудовано из бомбардировочных вариантов.
Упоминания в культуре
  • В детективном романе Джеффри Робинсона (en) «Имбирная ваза» рассказывается о службе пилотов RA-5C во время Вьетнамской войны.
Фотогалерея
  • A3J-1 перед запуском с авианосца «Форрестол» во время испытаний, ноябрь 1960 года

  • «Виджилент» из состава VAH-7 на борту авианосца «Энтерпрайз», 1962 год

  • RA-5C из состава RVAH-12 в полёте над Форт-Джефферсон, Флорида, 1979 год

  • RA-5C (RVAH-11) на борту авианосца «Китти Хок» во время его боевого похода к берегам Вьетнама, 1968 год

  • RA-5C (RVAH-7) в полёте незадолго до снятия с вооружения, 1979 год

  • RA-5C, установленный в международном аэропорту Орландо-Сэнфорд (Флорида), 2008 год

Примечания
  1. ↑ Из-за сходства английских слов vigilante и vigilant, в русскоязычных источниках также встречается ошибочная транскрипция «Виджилент»
  2. ↑ 1 2 Greg Goebel. The North American A-5/RA-5 Vigilante
  3. ↑ Joe Baugher. Service of North American A-5 Vigilante with US Navy
Ссылки
  • Greg Goebel. The North American A-5/RA-5 Vigilante  (англ.)
  • North American A-5 Vigilante (aeroflight.co.uk)  (англ.)
Категории: Бомбардировщики | Самолёты США | Самолёты North American | Самолёты палубного базирования | Самолёты Вьетнамской войныСкрытые категории: Википедия:Статьи, требующие конкретизации | Википедия:Нет источников с сентября 2009 | Википедия:Статьи с утверждениями без источников более 14 дней Личные инструменты
  • Представиться / зарегистрироваться
Пространства имён
  • Статья
  • Обсуждение
Варианты
Просмотры
  • Чтение
  • Правка
  • История
Действия
Навигация
  • Заглавная страница
  • Рубрикация
  • Указатель А — Я
  • Избранные статьи
  • Случайная статья
  • Текущие события
Участие
  • Сообщить об ошибке
  • Портал сообщества
  • Форум
  • Свежие правки
  • Новые страницы
  • Справка
  • Пожертвования
Печать/экспорт
  • Создать книгу
  • Скачать как PDF
  • Версия для печати
Инструменты
  • Ссылки сюда
  • Связанные правки
  • Спецстраницы
  • Постоянная ссылка
  • Цитировать страницу
На других языках
  • Česky
  • Deutsch
  • English
  • Español
  • Suomi
  • Français
  • Hrvatski
  • Italiano
  • 日本語
  • ‪Norsk (bokmål)‬
  • Polski
  • Română
  • Svenska
  • ไทย
  • Tiếng Việt
  • 中文
  • Последнее изменение этой страницы: 21:12, 2 декабря 2010.
  • Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
    nakolesah.com.ua® - зарегистрированная торговая марка.
  • Свяжитесь с нами
  • Политика конфиденциальности
  • Описание автошин
  • Отказ от ответственности



North American Aviation
Источник — «http://ru.nakolesah.com.ua.org/wiki/North_American_A-5_Vigilante

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (15)