Шинная энциклопедия
Вся подробная информация о моделях автошин, производителях, спецификациях.
Автошины | Словарь шинных терминов | Производители шин | Шинная энциклопедия

Кишинёвский погром -


Шины



Кишинёвский погром


Кишинёвский погром (Перенаправлено с Кишинёвский погром 1903 года) Часть серии статей об антисемитизме

История · Хронология
Арабы и антисемитизм
Христианство и антисемитизм
Ислам и антисемитизм
Новый антисемитизм, Расовый антисемитизм, Религиозный антисемитизм, Антисемитизм без евреев

Преследования евреев

Гетто · Погромы
Жид · Жёлтая звезда
Инквизиция · Черта оседлости
Изгнание евреев из Испании
Катастрофа · Нацизм
Еврейские беженцы, Неонацизм

Обвинения и мистификации

Богоубийство · Ростовщичество
Кровавый навет на евреев
Ритуальное убийство, Дело Бейлиса · Дело Дрейфуса
Борьба с космополитизмом
Дело врачей, Сионистское оккупационное правительство
Отрицание Холокоста · Жидокоммуна

Антисемитская литература

Против евреев и их лжи
Протоколы сионских мудрецов
Международное еврейство, Моя борьба, Завещание русского фашиста
Божий Народ,

Борьба с проявлениями антисемитизма

Антидиффамационная лига · Яд ва-Шем
Амха · Центр Симона Визенталя
Community Security Trust · EUMC
Stephen Roth Institute · Wiener Library
SPLC · UCSJ · SCAA

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма,

Кишинёвский погром — один из наиболее известных еврейских погромов в Российской империи, произошедший 6 (19)—7 (20) апреля 1903 года в столице Бессарабии Кишинёве (ныне столица Молдавии).

Кишинёвский погром получил большой общественный резонанс в России и Европе начала XX века. Ему посвятил большой очерк «Дом № 13» известный русский писатель В. Г. Короленко (по следам событий), Лев Толстой выступил с заявлением, погрому уделил внимание А. И. Солженицын в книге «Двести лет вместе».

Причины погрома

За два месяца до погрома в небольшом городке Дубоссары исчез, а потом был найден убитым четырнадцатилетний подросток Михаил Рыбаченко. Единственная ежедневная кишинёвская газета «Бессарабец», возглавляемая известным антисемитом П. А. Крушеваном, стала обсуждать возможную ритуальную подоплеку этого убийства и занялась перепечаткой циркулирующих среди населения Дубоссар слухов, поддерживающих эту версию. В частности, сообщалось, что труп был найден с зашитыми глазами, ушами и ртом, надрезами на венах и следами верёвок на руках. Выдвигалось предположение, что подросток был похищен и обескровлен евреями с целью использования его крови в каком-то ритуале. В одной из статей писалось, что один из убийц-евреев был уже пойман и рассказал о деталях преступления. Статьи вызвали волнения среди необразованных жителей города и усилили существовавшие предрассудки и суеверия против евреев. Появились опасения, что подобное убийство может произойти и в Кишинёве.

По требованию следователя, установившего к тому времени отсутствие ритуального характера убийства (настоящие убийцы — мальчика убил его дядя из-за наследства — были найдены позднее), в «Бессарабце» было опубликовано официальное опровержение напечатанных ранее домыслов. Приводились результаты вскрытия, показавшего, что подросток погиб от множественных колотых ран, а не от кровопотери, отсутствие надрезов, швов на глазах и т. п. Опровержение помогло прояснить обстановку, но не успокоило волнения — многие горожане сочли его попыткой скрыть преступление под давлением евреев.

Тем временем, в городе прошёл слух, что царь лично издал секретный указ, разрешающий грабить и избивать евреев в течение трёх дней после Пасхи. За неделю до праздника в общественных местах города появились листовки, которые повторяли напечатанную ранее в «Бессарабце» антисемитскую клевету и призывали добропорядочных христиан к действиям против евреев во имя царя.

Встревоженная взрывоопасной атмосферой в городе еврейская община направила делегации к провинциальной администрации, с просьбой о помощи и защите, и к кишинёвскому митрополиту Иакову, с просьбой публично выступить против кровавого навета и успокоить волнения в пастве. Делегации были приняты и доброжелательно выслушаны, однако каких-либо значительных действий со стороны администрации и духовенства не последовало. Если губернатор фон Раабен всё же приказал несколько усилить патрули в городе на время пасхальных праздников, то митрополит Иаков верил в существование кровавых ритуалов сам и впоследствии высказался, что «бессмысленно отрицать тот факт», что еврейская секта «Хузид» практикует питьё христианской крови втайне от своих собратьев по религии.

Погром Афиша с изображением сцены Кишинёвского погрома.

В воскресенье днём 6 (19) апреля 1903 года из толпы, собравшейся на площади, полетели первые камни в прилегающие еврейские дома, началось разорение лавок и магазинов, но к вечеру всё затихло и ночь прошла спокойно. Полиция арестовала 60 человек. На улицы вывели воинские патрули из гарнизона, но никаких приказов солдаты не получили. Кишинёвский губернатор фон Раабен и прочие высшие должностные лица своим бездействием фактически поощрили продолжение погрома.

На следующий день 7 (20) апреля в Кишинёве разгорелся кровавый погром, сопровождаемый грабежами , поджогами и убийствами.

Весть о начале беспорядков в городе быстро достигла предместий. Бездействие полиции и властей местные жители восприняли как негласное разрешение на расправу с соседями-евреями. Евреи, почувствовав растерянность власти, решили прибегнуть к самозащите. По отчёту царского прокурора Горемыкина, расследовавшего погром, сопротивление евреев и защита ими своей собственности привели к разгулу дикой вакханалии. Солженицын цитирует в своей книге отчёт прокурора:

В разных частях города многочисленные партии, человек в 15-20 христиан каждая, почти исключительно чернорабочих, имея впереди себя мальчиков, бросавших в окна камни и кричавших, начали сплошь громить еврейские лавки, дома и жилища, разбивая и уничтожая находящееся там имущество. Группы эти пополнялись гуляющим народом.

— из книги Солженицына «Двести лет вместе»

К 2-3 часам дня погром охватил большую часть города. Полиция даже не пыталась остановить толпу. В. Короленко в своём очерке описывает некоторые сцены погрома, после чего заключает:

Я имел печальную возможность видеть и говорить с одним из потерпевших в другом месте. Это некто Меер Зельман Вейсман. До погрома он был слеп на один глаз. Во время погрома кто-то из «христиан» счел нужным выбить ему и другой. На мой вопрос, знает ли он, кто это сделал, — он ответил совершенно бесстрастно, что точно этого не знает, но «один мальчик», сын соседа, хвастался, что это сделал именно он, посредством железной гири, привязанной на веревку.

В 3 с половиной часа губернатор Раабен передал командование начальнику гарнизона генералу Бекману с правом применить оружие. Солдатам гарнизона были розданы патроны, войска произвели массовые аресты.

В пять часов этого дня стало известно, что «приказ», которого с такой надеждой евреи ждали с первого дня, наконец, получен… В час или полтора во всем городе водворилось спокойствие. Для этого не нужно было ни кровопролития, ни выстрела. Нужна была только определенность.

— Короленко

Последствия погрома Американская литография 1905 года, выпущена после еврейских погромов в Российской империи с требованием прекратить погромы.

Согласно данным Еврейской Энциклопедии, в результате погрома погибли 49 человек, 586 были ранены (искалечены), были разрушены более 1500 домов (более трети от всех домовладений Кишинёва).

Результаты погрома по прокурорскому отчёту Горемыкина:

«Всех трупов обнаружено 42, из коих 38 евреев; у всех убитых найдены были повреждения, причиненные тяжелыми тупыми орудиями: дубинами, камнями, лопатами, у некоторых же острым топором… Огнестрельных ран не было … Раненых всех 456, из коих 62 христианина… Из числа евреев только пятеро получили тяжкие повреждения; остальные все легкие. Никаких следов истязаний ни у кого не найдено, и только лишь у одного еврея, слепого на один глаз, выбит другой глаз… Почти 3/4 пострадавших мужчины, за единичными исключениями, взрослые люди. Об изнасилованиях было подано три заявления, из коих по двум составлены обвинительные акты… Домов разгромлено было около 1350.»

— из книги Солженицына «Двести лет вместе»

Власти арестовали свыше 800 погромщиков, около 300 из них были преданы суду, проходившему в закрытом режиме. Некоторых приговорили к различным срокам каторжных работ, тюремному заключению. Часть погромщиков была оправдана. Был уволен со своего поста губернатор края фон Раабен. В ходе независимого расследования выдвигались подозрения, что погром был подготовлен и организован непосредственно Охранным отделением в лице ротмистра барона Левендаля в русле политики натравливания одних слоёв населения на другие.

Был организован Комитет по оказанию помощи пострадавшим от погрома, в который поступило около одного миллиона рублей из городов России и всего мира, и в который среди прочих перечислил свой гонорар и великий певец Ф. Шаляпин.

В 1903 году Пинхус Дашевский, мстя за погром, ранил П. Крушевана ножом. Дашевский был арестован, приговорен к пяти годам арестантских рот, однако в 1906 году был амнистирован.

В октябре 1905 года вспыхнул еврейский погром в Екатеринославе (совр. Днепропетровск на Украине), унёсший жизни 67 человек.

Примечания
  1. ↑ 1 2 3 4  (англ.) Edward H. Judge Easter in Kishinev: Anatomy of a Pogrom. — reissue, illustrated. — NYU Press, 1995. — P. 42-47. — 552 p. — ISBN 0814742238
  2. ↑ Из отчёта прокурора Горемыкина. Цит. по книге А. И. Солженицына «Двести лет вместе»
  3. ↑ К данному выводу пришёл адвокат А. С. Зарудный, проводивший независимое расследование по заданию еврейской организации «Бюро защиты». Цит. по книге А. И. Солженицына «Двести лет вместе»
Литература
  • Солженицын А. И. В дореволюционной России // 200 лет вместе, том 1. — М.: Русский путь, 2001.
  • Кишинёв — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Kishinef (Kishinev) // Jewish Encyclopedia. — 1901—1906. (англ.)
  • Кишинёвский погром 1903 года: сборник документов и материалов. Институт этнических меньшинств Академии Наук Республики Молдова. Под редакцией И. Э. Левита. Кишинёв: Лига, 1993.
  • Кишиневский погром 1903 года. Сборник документов и материалов. Институт межэтнических исследований АН Республики Молдова. Под редакцией Я. М. Копанского. Отдел истории и культуры евреев Молдовы, Национальный архив Республики Молдова. Кишинёв: Ruxandra, 2000.
  • Оклик через жизнь. Материалы к истории Кишинёвского погрома 1903 года. Составители Лев Балцан и Ефрем Баух. Тель-Авив: Иврус, 2003.
  • Кишинёвский погром 1903 года: Взгляд через столетие. Материалы международной научной конференции. Под редакцией Я. М. Копанского. Академия Наук Республики Молдова, Институт межэтнических исследований. Отдел Истории и культуры евреев Молдовы. Кишинев: Понтос, 2004.
  • Х.Н.Бялик. Сказание о погроме (поэма).
Шины - Кишинёвский погром Ссылки
  • Сайт, посвящённый Кишинёвскому погрому
  • Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе
Категории: Еврейские погромы | Кровавый навет | События 6 апреля | События 7 апреля | Кишинёв | Конфликты 1903 года | Антисемитизм в Российской империи Личные инструменты
  • Представиться / зарегистрироваться
Пространства имён
  • Статья
  • Обсуждение
Варианты
Просмотры
  • Чтение
  • Правка
  • История
Действия
Навигация
  • Заглавная страница
  • Рубрикация
  • Указатель А — Я
  • Избранные статьи
  • Случайная статья
  • Текущие события
Участие
  • Сообщить об ошибке
  • Портал сообщества
  • Форум
  • Свежие правки
  • Новые страницы
  • Справка
  • Пожертвования
Печать/экспорт
  • Создать книгу
  • Скачать как PDF
  • Версия для печати
Инструменты
  • Ссылки сюда
  • Связанные правки
  • Спецстраницы
  • Постоянная ссылка
  • Цитировать страницу
На других языках
  • Dansk
  • English
  • Español
  • Français
  • עברית
  • Bahasa Indonesia
  • ‪Norsk (bokmål)‬
  • Português
  • Română
  • Türkçe
  • Українська
  • ייִדיש
  • Последнее изменение этой страницы: 22:01, 10 января 2011.
  • Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
    nakolesah.com.ua® - зарегистрированная торговая марка.
  • Свяжитесь с нами
  • Политика конфиденциальности
  • Описание автошин
  • Отказ от ответственности

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (8)