Шинная энциклопедия
Вся подробная информация о моделях автошин, производителях, спецификациях.
Автошины | Словарь шинных терминов | Производители шин | Шинная энциклопедия

велосипедных шин -


Шины



велосипедных шин


велосипедных шин Текущая версия (не проверялась)

Велосипедное колесо — часть оборудования велосипеда, сбалансированная конструкция, состоящая из втулки, спиц, обода, камеры и покрышки.

Велосипедное колесо Велосипедное колесо

Современный велосипед имеет два колеса, как правило, одинакового диаметра. (Детские и специальные велосипеды могут иметь и разные колёса). В подавляющем большинстве велосипедов используются спицевые колёса на растянутых стальных спицах, число которых может быть от 12 до 48 (для колес диаметром 26" типично — 36 или 32). На дорогие спортивные велосипеды иногда устанавливаются колёса из 4-6 пар плоских углепластиковых спиц («Spinergy»), лопастные колёса (лопасти, в отличие от спиц, работают не только на растяжение, но и на сжатие, а также воспринимают боковую нагрузку) или дисковые колёса. Дисковые колёса, используемые прежде всего для велогонок, обладают наибольшей жёсткостью и хорошей аэродинамикой; однако их повышенная парусность создаёт проблемы при боковом ветре. Кроме того, колёса с жёсткими ободами (к которым относятся как дисковые, так и лопастные и многие спицевые, как правило, с малым числом спиц) имеют повышенный момент инерции, ухудшая динамику велосипеда.

Обод Конструкция Двойной обод

От конструкции обода зависит жёсткость колеса, лёгкость возникновения его деформаций и возможность применения ободных тормозов (для применения таких тормозов боковые стенки обода должны быть параллельны).

На большинстве велосипедов сейчас устанавливаются коробчатые ободья (с высокими стенками). На шоссейных велосипедах могут устанавливаться ободья с низкими стенками .

Во многих ободьях, предназначенных для езды по пересечённой местности, для придания колесу большей жёсткости внутри коробчатого обода добавляется дополнительная перегородка. Такие ободья называются двойными.

У этой статьи не хватает нужной иллюстрации (изображение поперечного сечения разных типов ободьев). Вы можете помочь проекту, добавив её (с соблюдением правил использования изображений).
Для поиска иллюстраций можно:
  • попробовать воспользоваться инструментом FIST — нажмите эту ссылку, чтобы начать поиск.
  • попытаться найти изображение на Викискладе;
  • просмотреть иноязычные варианты статьи (если они есть);
  • см. также Википедия:Источники изображений.
Шины - велосипедных шин Материал

Для изготовления колёсных ободьев велосипеда используют алюминиевые сплавы, сталь, карбон и пластик. Обода из алюминия, в сравнении с ободом из стали, прочнее, легче, менее подвержены коррозии и к тому же обеспечивают лучшее торможение в случае использования ободных тормозов. Иногда тормозные поверхности ободьев покрывают керамикой. Это улучшает качество торможения в дождливую погоду и значительно увеличивает срок службы обода колеса.

Спицы и ниппели Спица велосипедного колеса Основная статья: Спица Основная статья: Ниппель

Спицы производят из стали, алюминия и титана. Изготавливались спицы и из карбонового волокна, но такие спицы показали себя хрупкими и опасными в эксплуатации. Спицы из стали цинкуются, хромируются или никелируются. Спица соединяет втулку колеса с ободом при помощи ниппеля. Ниппель изготавливают из стали, бронзы, алюминия. Нельзя комплектовать алюминиевые спицы с бронзовым ниппелем из-за явления электрохимической коррозии между разнородными металлами в присутствии влаги, которое затруднит протяжку и демонтаж спицы. По той же причине титановые спицы используют только с бронзовыми ниппелями, а со стальными спицами не используют алюминиевые ниппели. Для натяжки спиц используется спицной ключ.

Спицы бывают постоянного и переменного сечения. Спицы переменного сечения делятся на три вида:

  • Single-butted имеют утолщение у конца с головкой. Иногда используются, когда нужна большая прочность на колесе с ободом со стандартными отверстиями.
  • Double-butted имеют утолщения у концов и тонкую среднюю часть. такая конструкция позволяет производить более легкие, прочные и эластичные спицы. основной эффект данных спиц наблюдается при ударных нагрузках, когда спица сохраняет прочность в точках сосредоточения напряжений(у ниппеля и у фланца) и одновременно эластично растягивается, передавая часть нагрузки на соседние спицы.
  • Triple-butted имеют три различных диаметра в сечении.
  • Аэродинамические (эллиптические) спицы представляют из себя вариант double-butted, в котором утонченная часть имеет сечение в виде эллипса, что делает такую спицу немного более аэродинамической. Немаловажным моментом является то, что при сборке колеса с такими спицами лучше видны любые деформации кручения спицы.
  • Аэродинамические (плоские) имеют более ярковыраженный плоский аэродинамический профиль

Single- и Triple-butted спицы позволяют решить одну из проблем конструкции колеса. Дело в том, что на спицах резьба накатная, а не нарезная и отверстия во фланцах должны быть больше диаметра спицы. Таким образом на спицы постоянного сечения создают на фланце неравномерную нагрузку, что отрицательно сказывается на усталостной прочности фланца.

Спицовка

Спицовка - это схема взаимного расположения спиц, втулки и обода. На колесах диаметра 26'' чаще всего встречается спицовка "в три креста" - каждая спица перекрещивается с тремя другими спицами того же фланца. Однако самая распространенная спицовка является не самой лучшей. Наибольший выигрыш в массе колеса достигается при радиальной спицовке(ноль крестов), а оптимальная жесткость и сопротивляемость деформациям - при спицовке в 4 креста. Смена спицовки подразумевает частичную или полную пересборку колеса - снятие спиц и их установка по новой схеме. Существуют также экзотические схемы спицовки, однако какими-либо существенными плюсами они не обладают.

Втулка и ось Основная статья: Втулка Основная статья: Ось

Помимо спиц (лопастей, диска) и обода, непременным атрибутом колеса является втулка. Передняя втулка проста по конструкции и состоит из корпуса, оси и двух подшипников. У некоторых велосипедов шарикоподшипники разборные без сепараторов для снижения веса и трения. Также иногда используются подшипники закрытого типа (пром.подшипники). Задняя втулка дополнительно может содержать в себе тормозной барабан, либо планетарную систему переключения передач, либо узел навески кассеты звёздочек с механизмом свободного хода, либо просто иметь узел для крепления блока звёздочек. Втулки также могут иметь крепления для дисковых тормозов.

Покрышка, камера, флиппер Поперечное сечение шины с ободом:
1 — обод; 2 — флиппер; 3 — тормозная поверхность; 4 — корд; 5 — камера; 6 — покрышка; 7 — протектор.

Характеристики велосипедных шин сильно различаются в зависимости от назначения велосипеда. Обычно велосипедные шины накачиваются воздухом, что позволяет регулировать жёсткость шины. Чаще всего такие шины состоят из камеры, удерживающей воздух, и покрышки. Такие шины называют клинчерными.

Покрышка

Покрышки различаются в основном размерами и рисунком протектора. Размер определяется двумя числами, обозначающими диаметр и ширину покрышки. Существует несколько стандартов обозначения размеров покрышек.

Зимняя покрышка с шипами

Рисунок протектора выбирается в зависимости от типа дорожного покрытия, по которому предполагается ездить. Для езды по дорогам с твёрдым покрытием выбирают узкие покрышки без ярко выраженного рисунка протектора — «слики». Для езды по мягкой почве выбирают более широкие покрышки с большими грунтозацепами — «грязевые». Обычно чем сильнее выражен протектор, тем лучше сцепление колеса, но тем выше сопротивление качению. Существует промежуточный вариант — так называемые «полуслики». На них грунтозацепы расположены только по краям покрышки, так что при езде по ровному жёсткому покрытию они не касаются дороги.

Для зимней езды выпускаются шипованные покрышки. Различают покрышки, шипованные в два ряда и в четыре. Последние дороже, но лучше держат на льду, в связи с чем четырёхрядную шиповку иногда применяют только на переднем колесе, а на заднее ставят двухрядную.

Для шоссейных велосипедов применяются узкие шины (18-27 мм) высокого давления. Рабочее давление клинчерных шин шоссейных велосипедов обычно 8 атм.

Чтобы покрышка сохраняла форму, внутри неё устанавливается металлический или кевларовый корд. Покрышки с кевларовым кордом легче и могут складываться, что удобно при их транспортировке.

Ниппель Велониппель Автомобильный Presta

Ниппель позволяет накачивать воздух в шину, но не выпускает его обратно. На велосипедных колёсах встречаются три типа ниппелей:

  • на камерах, выпускаемых в Советском Союзе чаще всего ставился велониппель (его иногда называют по фамилии изобретателя — Dunlop);
  • очень часто встречается автомобильный ниппель, аналогичный ниппелям автомобильных колёс (также называемый Schrader);
  • реже встречается ниппель Presta — спортивный.
Камера Велосипедная камера с заплатой

Камера представляет собой резиновую трубку, замкнутую в кольцо с вмонтированным в неё ниппелем.

Камера — один из наиболее часто выходящих из строя элементов велосипеда. Распространёнными причинами повреждения камеры являются прокалывание острым предметом (шип растения, стекло и т. п.) и так называемый «змеиный укус» — два рядом расположенных отверстия, которые возникают при резком наезде на твёрдый выступающий предмет (камень, бордюр и т. п.), в результате чего шина проминается до обода и камера оказывается зажата между этим предметом и ободом.

Продаются специальные велоаптечки — наборы для заклеивания проколов в камере, а в далёкие поездки рекомендуется брать запасную камеру.

Флиппер Флиппер

Чтобы концы спиц и острые края спицевых отверстий не повреждали камеру, между ободом и камерой прокладывается резиновая полоска — флиппер.

Защита от проколов Защита от проколов

Различные производители предлагают множество велосипедных шин с защитой от проколов в виде интегрированного пояса из высокоэластичного специального каучука, который защищает камеру в области протектора толстым слоем. Часто этот слой окрашен в синий цвет, но встречается и жёлтая окраска. Дополнительная защита прибавляет вес покрышки, кроме того, она затрудняет монтаж, а иногда делает его невозможным без применения специального инструмента.

Неклинчерные шины

На шоссейных велосипедах могут устанавливаться однотрубки («трубки», «велотрубки»), в которых камера и покрышка представляют собой единое целое. Благодарая этому велотрубки несколько легче клинчерных шин и обладают меньшим сопротивлением качению за счёт отсутствия трения между камерой и покрышкой и большего рабочего давления (до 15 атм.), но их невозможно (или очень трудно) отремонтировать при проколе и неудобно монтировать в полевых условиях (такие трубки приклеиваются к ободу).

Шины горного велосипеда бывают бескамерными — в этом случае воздух в шине удерживается самой покрышкой, герметично прижатой к ободу. Ниппель при этом вкручивается в обод колеса. Прижатие покрышки осуществляется давлением воздуха, поэтому монтаж бескамерной шины невозможен без компрессора, способного быстро поднять давление в шине. В случае прокола бескамерной покрышки единственный способ ремонта на месте — вывернуть ниппель из обода и смонтировать шину как обычную, воспользовавшись запасной камерой.

У детских велосипедов встречаются цельнолитые (непневматические) шины.

Размеры обода, покрышки, камеры

Существуют разные системы обозначения размеров ободьев, покрышек и камер. Одним из них является международный стандарт ISO ETRTO (European Tyre and Rim Technical Organization — Европейская техническая организация по ободьям и покрышкам).

Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Деформации

Трудно переоценить роль колес в велосипеде — ведь именно через них передаётся усилие качения и торможения, статические нагрузки, вызванные массой самого велосипеда и велосипедиста, а также динамические нагрузки от неровностей дороги, прыжков, преодоления препятствий и т. п. Однако вне зависимости от характера нагрузок, большая их часть, так или иначе, воспринимается спицами. В то же время при нагрузках натяжение некоторых спиц падает, что может вызвать их расстройку, а это в свою очередь вызовет деформации обода, которые со временем могут стать весьма заметными, а иногда и опасными, привести к повышенному износу узлов велосипеда и повысить опасность его использования.

Восьмёрка

Всем известная восьмёрка — это искривление обода, при котором его часть, или части выходят из одной плоскости. Визуально проявляется в «вилянии» колеса при вращении. Может сопровождаться трением обода об тормозные колодки ободных тормозов, что вызывает повышенный износ тормозных колодок и несильное, но постоянное торможение при каждом соприкосновении колодки и обода.

Появление восьмёрки свидетельствует о снижении натяжения некоторых спиц. Восьмёрку желательно исправить как можно быстрее, иначе возможен ее рост, что может привести к поломке спиц, обода, втулки (фланцев). Восьмёрка может приводить к повышенному износу тормозных колодок, и снижению безопасности использования велосипеда.

Анализ: при вращающемся колесе посмотреть, меняется ли расстоянии от боковой части обода до колодок (при тормозах V-Brake), или от обода до рамы. чем сильнее восьмерка, тем сильнее «виляние». Низкое натяжение спиц также зачастую является показателем наличия деформаций колеса
Профилактика: как можно меньше подвергать колесо повышенным нагрузкам. Следить за натяжением спиц, поддерживать натяжение всех спиц равномерным и высоким
Исправление: подтяжка некоторых спиц, возможно в домашних условиях.

Яма

Нагрузка на колесо принимается всеми спицами, несколько отстоящими от места приложения нагрузки. При сильных точечных нагрузках и ослабленных спицах (о чем может свидетельствовать восьмерка) обод колеса может приобрести необратимые деформации — несколько прогнуться к центральной части.

Анализ: при вращающемся колесе посмотреть, меняется ли расстоянии от внешнего края обода до оси вращения. Резкое уменьшение и увеличение расстояния свидетельствует о наличии овала. Низкое натяжение спиц повышает вероятность получить «яму»
Профилактика: как можно меньше подвергать колесо точечным ударным нагрузкам. Следить за натяжением спиц, поддерживать натяжение всех спиц равномерным и высоким
Исправление: требует специальной аппаратуры и разборки колеса. имеет смысл только для дорогих ободов

Яйцо (овал)

Деформация, при которой колесо теряет круглую форму и становится овальным, или яйцеобразным, носит название «овал» или, в просторечии, «яйцо». является следствием неравномерности натяжения спиц (спицы с одной стороны колеса сильнее натянуты чем с другой).

Анализ: при вращающемся колесе посмотреть, меняется ли расстоянии от внешнего края обода до оси вращения. плавное изменение расстояния свидетельствует о яме. Низкое натяжение спиц также зачастую является показателем наличия деформаций колеса
Профилактика: как можно меньше подвергать колесо повышенным нагрузкам. Следить за натяжением спиц, поддерживать натяжение всех спиц равномерным и высоким
Исправление: подтяжка спиц с той стороны колеса, где обод имеет выпуклость, возможно в домашних условиях.

Зонтик

Нижесказанное относится только к колесам со спицами Каждое колесо имеет два «зонтика» из спиц — с правой и с левой стороны. каждый зонтик показывает и позволяет регулировать смещение обода(без деформаций оного) вдоль оси колеса. неправильное соотношение зонтиков может привести к тому, что на высокой скорости и ровной дороге велосипед будет постепенно поворачивать в какую-то сторону. Слишком сильный зонтик может привести даже к тому, что покрышка будет тереть раму, или вилку. На переднем колесе зонты справа и слева должны быть равными, а на заднем колесе зонт с левой стороны должен быть значительно больше.

Анализ: обод должен находиться строго посредине между труб рамы или вилки
Профилактика: Следить за натяжением спиц, поддерживать натяжение всех спиц равномерным и высоким
Исправление: подтяжка спиц справа или слева колеса, в зависимости от того, в какую сторону смещен обод, возможно в домашних условиях.

Дисбаланс

Колесо на хорошо отрегулированной втулке должно поворачиваться под тяжестью собственного веса. Практически на любом колесе существует некоторый дисбаланс, то есть одна часть колеса почти всегда тяжелее другой. На велосипедах дисбаланс не так страшен, как на автомобилях. Регулировка дисбаланса может производиться установкой одного или нескольких катафотов на самые лёгкие части колеса. Некоторые современные колеса могут не поворачиваться под тяжестью собственного веса. В этом случае следует раскрутить колесо в руках, держа его за ось. Колесо с дисбаллансом будет "биться" в своей плоскости.

Примечания
  1. ↑ www.velokat.ru
  2. ↑ 1 2 3 www.dirt.ru. FAQ по горным велосипедам.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 www.bike-repair.ru. Выбор велосипеда — колеса, покрышки, камеры, ободья, и спицы.
  4. ↑ Ремонт, обслуживание и настройка велосипеда
  5. ↑ Шелдон Браун. Размеры покрышек., Шелдон Браун. "26-ти дюймовые" велосипедные покрышки.
  6. ↑ Сборка велосипедных колес. Шелдон Браун. — Московский велоклуб Караван
Ссылки
  • Сборка велосипедных колес. Шелдон Браун. — Московский велоклуб Караван
  • Ремонт самой распространенной проблемы велосипедного колеса ("Восьмерки")
Категория: Части велосипедаСкрытые категории: Википедия:Статьи без иллюстраций | Википедия:Статьи с незавершёнными разделами Личные инструменты
  • Представиться / зарегистрироваться
Пространства имён
  • Статья
  • Обсуждение
Варианты
Просмотры
  • Чтение
  • Правка
  • История
Действия
Навигация
  • Заглавная страница
  • Рубрикация
  • Указатель А — Я
  • Избранные статьи
  • Случайная статья
  • Текущие события
Участие
  • Сообщить об ошибке
  • Портал сообщества
  • Форум
  • Свежие правки
  • Новые страницы
  • Справка
  • Пожертвования
Печать/экспорт
  • Создать книгу
  • Скачать как PDF
  • Версия для печати
Инструменты
  • Ссылки сюда
  • Связанные правки
  • Спецстраницы
  • Постоянная ссылка
  • Цитировать страницу
На других языках
  • Deutsch
  • English
  • Español
  • Nederlands
  • Polski
  • Последнее изменение этой страницы: 06:16, 31 декабря 2010.
  • Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
    nakolesah.com.ua® - зарегистрированная торговая марка.
  • Свяжитесь с нами
  • Политика конфиденциальности
  • Описание автошин
  • Отказ от ответственности



каучука

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (31)